МЦД для людей
Тысячи москвичей не будут пользоваться Московскими центральными диаметрами ежедневно, но будут пересекать пути, по которым пройдут их маршруты. Им нужны безопасные и удобные переходы!
21 ноября в Москве и Московской области запустили два из пяти Московских центральных диаметров. Удобные городские электрички — нужный и полезный проект, но в текущем виде он может усложнить жизнь тысячам москвичей.
В чём проблема
С открытием МЦД обостряется проблема городских границ: для соблюдения интервала движения поездов предполагается закрыть все наземные переходы («настилы»). Где-то совсем, где-то с заменой на надземные или подземные переходы с лестницами. Это создаст большие неудобства для маломобильных горожан и велосипедистов, у пешеходов значительно вырастет время в пути и снизится комфорт. Связность районов, через которые проходят линии МЦД будет нарушена, что негативно скажется на жизни местного сообщества, от рядовых граждан до представителей бизнеса.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Мост или тоннель
Относительно удобное пересечение улицы с ж/д путями в разных уровнях, которое не требует спусков и подъёмов по лестницам.
Неудобное пересечение
Строится новая станция МЦД с неудобным переходом для маломобильных горожан и велосипедистов.
Потенциально удобное пересечение
В этом месте возможно оборудовать удобный прокол для велосипедистов и пешеходов.
Нет информации
Информации нет. Скорее всего, переход «настил» будет закрыт или заменён на надземный или подземный переход с лестницами.
Переход → тоннель
В рамках строительства МЦД, данный переход-настил заменят на подземный переход.
Переход → конкорс
В рамках строительства МЦД, данный переход-настил заменят на надземный переход.
Мост или тоннель
Относительно удобное пересечение улицы с ж/д путями в разных уровнях, которое не требует спусков и подъёмов по лестницам.
Неудобное пересечение
Строится новая станция МЦД с неудобным переходом для маломобильных горожан и велосипедистов.
Потенциально удобное пересечение
В этом месте возможно оборудовать удобный прокол для велосипедистов и пешеходов.
Нет информации
Информации нет. Скорее всего, переход «настил» будет закрыт или заменён на надземный или подземный переход с лестницами.
Переход → тоннель
В рамках строительства МЦД, данный переход-настил заменят на подземный переход.
Переход → конкорс
В рамках строительства МЦД, данный переход-настил заменят на надземный переход.

О том, что межрайонные связи должны быть не только безопасными, но и удобными, в проекте МЦД, похоже, забыли. Если вы регулярно пользуетесь одним из переходов или хотите, чтобы при строительстве МЦД учли интересы пешеходов и велосипедистов, подпишите обращение на имя мэра Москвы и губернатора Московской области.
Лифты
Лифты являются компромиссным вариантом и не дают 100% удобства, как и гарантию бесперебойной работы.
Кто пострадатает
Изменения затронут большое количество жителей Москвы и Подмосковья, которые регулярно передвигаются по городу, пересекая пути диаметров. Железнодорожные пути могут быть по дороге от дома к метро, соседнему парку, поликлинике и т.д.
Родители
Если сломается лифт, коляску придётся поднимать по лестнице.
Велосипедисты
Необходимость постоянно спешиваться демотивирует ездить на велосипеде по делам.
Инвалиды
Если сломается лифт, перебраться на другую сторону будет почти невозможно.
Пешеходы
Значительно вырастет время в пути и снизится комфорт.
Лифт — не аргумент
Все надземные переходы через пути МЦД обещают обустроить лифтами. Однако опыт других транспортных проектов, реализованных в Москве и в мире, показывает, что лифты на переходах часто ломаются, а в случае больших потоков людей, у них постоянно возникает очередь.

Кроме того, необходимость постоянно спешиваться демотивирует людей совершать регулярные поездки на велосипеде. Чтобы мотивировать горожан чаще использовать велотранспорт в Копенгагене фазы светофоров на основных велодорожках настраивают таким образом, чтобы не приходилось спешиваться даже на перекрёстках.
Доля маломобильных граждан в Москве составляет более 30% от всего числа горожан, а именно — более 3,6 млн. человек. *
Как надо
Появление нового транспортного проекта не должно ухудшать межрайонные связи и усложнять жизнь для тех москвичей, кто передвигается по городу пешком или на велосипедах. Чтобы город не превратился во множество «островов», необходимо обустроить удобные «проколы» либо велопешеходные мосты с пологими спусками. Прежде всего это касается наиболее востребованных пешеходных и велосипедных маршрутов.
Фотографии: Иван Иванов
На официальных информационных ресурсах МЦД часто приводится успешный опыт подобных зарубежных проектов: S-Bahn в Берлине, RER в Париже, Overground в Лондоне. Однако во всех этих городах пересечения маршрутов пешеходов и велосипедистов с ж/д путями обустроены в разных уровнях и не требуют подъёма и спуска по лестницам. Велосипедисты могут преодолеть их, не спешиваясь. Маломобильные граждане, люди с тяжелыми грузами, с детьми и так далее не испытывают там никаких затруднений.
В Нидерландах удобные разноуровневые пересечения организованы не только в местах пересечения с железной дорогой, но и на перекрёстках с оживлёнными автомобильными дорогами.
Проблема переходов в СМИ